Эрнест Ришард Карлович Нирнзее (niernsee) wrote,
Эрнест Ришард Карлович Нирнзее
niernsee

Categories:

Дом г-жи Сокол. Архитектор И. П. Машков



М. В. Нащокина так пишет о доме Сокол:

Один из самых характерных доходных домов в стиле модерн в Москве. Благодаря высокому изгибающемуся аттику, поле которого заполняет полихромная майоликовая композиция с изображением северного морского пейзажа, сооружение видно с разных мест в центре города. … В аранжировке композиции фасада автор проявил незаурядные способности дизайнера, придав отдельным декоративным элементам самостоятельную художественную ценность. Неповторимы металлические козырьки над боковыми балконами верхнего этажа, лепные украшения эркеров… Полихромное пейзажное панно, возможно, исполнено по эскизу известного художника объединения «Мир искусства» Н. Н. Сапунова. Оно близко по сюжету книжной иллюстрации того времени к народным сказкам — работам И. Я. Билибина, Б. В. Зворыкина и др.

А вот как писали о новопостроенном доме сто лет назад:

Дом г-жи Сокол, в Столешниковом переулке, архитектора И. Машкова. Несколько «абрамцевских» плиточек, в отдельности всегда красивых, и огромное майоликовое панно, также «абрамцевского» изготовления, рисунок которого, кстати сказать, довольно неудачен и вряд ли принадлежит этой мастерской — не способны скрасить бездарный фасад. Всякие ухищрения вроде балкончиков, навесов, золоченых главок фронтона, разухабистых переплетов оконных рам, и мизерный «орнаментик» из травки и пошленьких «цветочков» вокруг входной арки — Боже мой, как все это жалко и мишурно! (Архитектурный критик, почему-то не подписывавший свои обзоры новейшей архитектуры в журнале «Искусство», № 3, 1905 год)




Если посмотреть на эту старую фотографию и сравнить ее с современной, становятся очевидны потери.









Первоначальный же план оформления аттика, судя по всему, был иной. Круглое окошко, цветочки… Птица, напоминающая о фамилии хозяйки дома, появилась позже.



Та самая «травка-цветочки», о которой пишет озлобленный критик начала века. Похоже, что это земляника.















Сразу же после постройки дома, в 1903 году здесь открыла свое второе фотоателье Устинья Риттер. А в 1905-м его приобрел Иван Семенович Афанасьев. Поначалу он писал на своих бланках «И. С. Афанасье. Бывш. Риттер». С паспарту ателье Афанасьева:

Tags: 1903, Кузнецкий мост 3, Машков, Сокол
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments