Category: архитектура

Category was added automatically. Read all entries about "архитектура".

amatller

Остоженка, 3 — архитектор Валентин Дубовской



Итак, высокий серый дом по адресу Остоженка, 3/14, соседствующий с четырехэтажным домом Нирнзее. Его автор — Валентин Евгеньевич Дубовской, талантливейший архитектор эпохи модерна. Дом на Остоженке — один из ранних его проектов (1907–1909). В народе известен еще как «дом под рюмкой». Башенка на углу дома воспринимается как перевернутая рюмка, и о ее появлении, конечно, есть легенда. Якобы купец Филатов, заказчик дома, долго пил и едва не потерял всего своего состояния, но сумел завязать. И в память об этом своем подвиге попросил архитектора поставить на крыше дома перевернутую рюмку. Дескать, всё. Об этой истории рассказывает, например, Владимир Бессонов в книге «Московские задворки» — он услышал ее от одного пожилого московского таксиста.

Collapse )
amatller

Остоженка, 3 — архитектор Эрнст Нирнзее



Четырехэтажный дом по адресу Остоженка, 3 был построен Нирнзее в 1904 году. А в 1907–1909 гг. справа от него будет возведено еще одно здание, доходный дом купца Я. М. Филатова. У обоих зданий один адрес. Но у правого другой архитектор — Валентин Евгеньевич Дубовской. Напишу подробнее о доме Филатова и его создателе в одном из следующих постов.
Collapse )
amatller

Фасад

Из записки Э.-Р. Нирнзее в городскую управу о строительстве дома в Большом Гнездниковском:

Пять выступов по фасаду сделаны с исключительной целью, во-первых, разнообразить большую плоскость фасада и, во-вторых, средним выступом сгладить излом границы земли по середине владения. Выступая этими эркерами за тело стены лишь на один аршин, отнюдь не преследуется цель расширения площади 6 верхних этажей (Бессонов и Янгиров, с. 18–19).

По первоначальному проекту два нижних этажа должны были отделываться «под руст», фасад должен был быть оштукатурен, здание должен был венчать купол.



Первоначальный план фасада (из книги Бессонова и Янгирова)

В дальнейшем план изменился.
Бессонов пишет: «Фасад был облицован вошедшей тогда в практику очень экономичной глазурованной плиткой».
Купол заменило мозаичное майоликовое панно.

В наше время увидеть и оценить здание в полной мере, увы, не представляется возможным – из узкого Гнездниковского переулка оно видно только в очень искаженном виде, а от площади его скрывает дом № 17 по Тверской улице, построенный по проекту архитектора Мордвинова при реконструкции улицы Горького. В известной литературе о доме не встречается ни одного его плана или рисунка, соответствующего воплощенному проекту. Помочь представить себе дом Нирнзее могут только несколько старых фотографий, запечатлевших его со стороны Страстной площади.

Несколько видов дома — от «Москвы, которой нет»

Из книги Бессонова и Янгирова:

Осматривая десятиэтажный дом, и сегодня впечатляющий своими масштабами, нельзя не подосадовать. Кажется, что такое монументальное сооружение стоит явно не на месте. Узкий переулок и окружающие дома мешают обозреть здание целиком. А ведь оно проектировалось и строилось в расчете на целостное восприятие! Мы полагаем, что расчет архитектора был точен для своего времени, но конечно же не мог учесть последующей плотности застройки. Посудите сами: многоэтажный, высотный характер здания увеличивался возвышенностью, на которой оно было распложено. К тому же дом Нирнзее явно перекликался с прежней архитектурной доминантой, господствовавшей над Тверским холмом, – колокольней Страстного монастыря, как бы образуя с ней ось, пересекавшую Тверскую улицу и соседнюю площадь. Позднее эта ось была продолжена в глубь площади шестиэтажным редакционным зданием газеты «Известия», возведенным в 1926 году по проекту Г. Б. Бархина. Известно, что первоначально это здание проектировалось в 12 этажей, явно в противовес дому Нирнзее. Бархин, сам долгие годы живший в десятиэтажном гиганте, своим проектом стремился превзойти его и утвердить новую вертикаль, способную продолжить архитектурный спор разных эпох.
amatller

Начало

Мне очень интересен архитектор Нирнзее. Интересен не только как творец доходных домов в Москве начала XX века (которых он построил множество). Так получилось, что через дома Нирнзее я начала видеть архитектуру и сильно заинтересовалась историей Москвы начала XX века. Поэтому Нирнзее — главный герой и человек, именем которого назван этот сайт, а истории здесь будут собираться самые разные.