amatller

Лебеди над Гнездниковским

Это было несколько лет назад. Мне удалось подняться под крышу здания напротив дома Нирнзее в Гнездниковском и рассмотреть панно с лебедями.


Через несколько дней, еще под впечатлением от увиденного, я шла по Театральному проезду и остановилась на светофоре. Нужно было ждать, я стала рассматривать Метрополь и — к своему изумлению — увидела то же самое панно


Увы, ни в какой литературе я не нашла объяснения этому дублированию, да и вообще не встретила никакой истории панно в Гнездниковском, кроме упоминания художника Александра Головина, его автора.

В недавнем номере «Московского журнала» (если не ошибаюсь: не могу сейчас проверить) есть фотографии двух этих панно и несколько слов о том, что Нирнзее заказал для своего дома реплику. Увы, никаких ссылок на источник. И здесь же — забавное предположение о том, почему панно в Гнездниковском висит так высоко и неудобообозримо) Будто бы архитектор специально там его повесил, чтобы видеть картину из своего дома в Трехпрудном.

amatller

Фотоателье Волкова



Михаил Павлович Волков как-то умудрился держать свое ателье в одном и том же доме, никуда не переезжая. Когда было открыто его заведение, неизвестно. В 1894 году он уже на месте: в доме кн. Голицына на Лубянке. На его паспарту встречаются два варианта адреса: Большая Лубянка, дом кн. Голицына и Большая Лубянка, дом кн. Голицыной. Вероятно, это как-то связано с определенными годами. Начиная с 1914 года, ателье имеет адрес Большая Лубянка, дом 1. И так до 1917 года.

Но и здесь не без странностей. Скажем, во «Всей Москве 1917» в сведениях о фотографах находим адрес Большая Лубянка, дом 1, а в сведениях о самом М. П. Волкове: Большая Лубянка, дом 3. Причем телефон ателье совпадает в обоих адресах.

Дом этот находился между Софийкой (Пушечной) и Кузнецким Мостом, там где сейчас стоит огромное серое здание КГБ. Помимо М. П. Волкова здесь в разные годы находилось как минимум еще три фотоателье. Первым из известных мне был А. А. Белоусов. Его заведение в 1867 году приобрел И. Г. Дьяговченко, известнейший московский фотограф. В 1880-х здесь располагалось ателье И. Ф. Курбатова. И уже после него — М. П. Волкова. То есть, вероятно, просто разные фотографы арендовали или покупали помещение, изначально устроенное под фотографию (все-таки к нему предъявлялись определенные требования).

Upd. Нашла фотографию этого дома в журнале retromoscow вот здесь:


Collapse )
amatller

О первом адресе фотоателье Курбатовых

В дополнение к этому посту.
У дома, где в 1880-х находилось ателье, странный номер — 62. И тем не менее это оказалось начало современной Большой Лубянки. Позже этот дом стал № 1. Определить удалось по объявлению, данному другим фотоателье, которое находилось здесь раньше, в 1870-х, ателье Дьяговченко: «на Большой Лубянке, между Кузнецким мостом и Софийскою улицею, в доме кн. Голицына, № 55/62». Теперь на его месте одно из зданий КГБ.
amatller

Фотоателье Курбатовых

фотоателье софьи николаевны курбатовой ателье фотография
Как указано на фирменном бланке ателье, оно существовало с 1877 года. Первым владельцем был Иван Фролович Курбатов.
Сменило несколько адресов. Где находилось в самом начале, неизвестно (просто нет сведений).
О первом адресе известно с 1885 года, когда фотограф дал объявление в «Московском листке». Это Большая Лубянка, дом князя Голицына, в то время дом № 62, близ Софийки (как написано на паспарту).

На Тверскую, в дом Мятлева ателье переехало в конце 1880-х.
В 1899 году сменился владелец: ателье перешло к Софье Николаевне Курбатовой.
В 1901 году, когда дом Мятлева был куплен Бахрушиными и началась его перестройка, ателье переместилось в дом Шеппинг у Тверских ворот (вот про этот дом ничего не знаю).
А затем, к 1903 году, разместилось в доме Базыкина на углу Тверской и Большой Бронной. Здесь фотография работала до 1920-х.


Collapse )

Здесь можно сориентироваться по карте
amatller

Статья, которая писалась in memoriam дома на углу Большого Тишинского и Малой Грузинской

вторник, 5 мая 2009 года, 09.12

Варвара Веселова, Армина Багдасарян  «Нас трясет»

Когда земля уходит из-под ног…

В Москве уничтожаются памятники. Архитектурные, исторические и культурные. Они могут обладать или не обладать охранным статусом — на деле разница невелика. Главная угроза — «реконструкция с приспособлением». Подробнее



amatller

Константин Михайлов. Рядовому Рихарду вернули погоны сержанта

Газета GZT.RU, 29.04.2009

Экспертное заключение профессора кафедры геоморфологии и палеогеографии географического факультета МГУ Андрея Лукашова: «В данном районе находится перекресток двух тектонических разломов. На правом борту долины Пресни сложилась явная оползневая обстановка». Любые инженерные воздействия на дом Нирнзее и его двор, по мнению профессора Лукашова, «могут повлечь оживление оползней, просадочных явлений, в случае реализации подобного сценария речь пойдет о кардинальной дестабилизации грунтовой толщи».